В классификации солнечных вспышек (Solar flare classifications) имеются пять основных градаций по возрастающей, и каждая в десять раз больше предыдущей: A, B, C, M и X, а внутри них ещё имеется уточнение – от 1 до 9. Вспышка 6 ноября 2010 года достигла класса M5.4 и создала волны ионизации в верхних слоях атмосферы Земли, которые изменили распространение радиоволн низкой частоты, — сообщает NASA.
К счастью, группа солнечных пятен, выдавшая этот знаменательный всплеск, находилась вблизи края диска, так что корональный выброс ушёл в сторону от Земли.
Но если высокая активность упомянутых пятен не спадёт, нас могут ждать сюрпризы. Вследствие вращения Солнца 12-13 ноября данная область окажется близ центра солнечного диска. При таком расположении новая вспышка такой же силы и последующий выброс солнечного вещества вызовут на Земле как минимум мощные полярные сияния. Но последствия могут быть и серьёзнее.
NASA напоминает, что в 1859 году ряд телеграфных станций был охвачен пожарами. Они возникли от токов, наведённых сильнейшим магнитным штормом, в свою очередь вызванным вспышкой на Солнце и чудовищным корональным выбросом (Событие Кэррингтона).
Чтобы минимизировать ущерб от подобных катастроф, NASA разрабатывает проект «Солнечный щит» (Solar Shield). Он опирается на вычислительные мощности межагентского центра компьютерного моделирования (CCMC), расположенного в центре Годдарда (Goddard Space Flight Center).
Цель предприятия — предсказание последствий солнечного шторма с точностью едва ли не до «единичного трансформатора».
Теоретически работает Solar Shield так. Вспышка и выброс фиксируются спутником SOHO и аппаратами-близнецами STEREO. Тут же составляется трёхмерная модель потока заряженных частиц, позволяющая предсказать, когда он достигнет Земли (а это происходит обычно через 24-48 часов).
За 30-60 минут до удара по нашей планете плазма минует спутник ACE, висящий в точке Лагранжа между Солнцем и Землёй. Данные с ACE позволяют уточнить скорость и плотность облака.
CCMC практически сразу предсказывает силу полей и токов в верхних слоях атмосферы Земли и распространение их на земле (так называемые наведённые геомагнитные токи). Эта информация может быть оперативно передана энергосетям, чтобы в самый пик шторма были отключены наиболее уязвимые узлы или прекращены опасные для людей ремонтные работы.
Ложные тревоги такого рода могут дорого обойтись компаниям, но и цена аварии не меньше. Так что точность прогноза тут обладает огромным значением.
Официальный старт проекту, фактически – декларация самой идеи, был дан в 2007 году. Далее учёные составляли план «реакции на атаку», собирали идеи и технологии, которые могли быть включены в щит, испытывали отдельные его компоненты, в частности, прогоняли через компьютер модели солнечно-земных связей.
В 2008 году в сыром и упрощённом виде экспериментальная «машина предсказаний» уже работала и была проверена на ряде событий. А в апреле 2010-го команда составила для NASA финальный отчёт о работе – только теперь проект обрёл более-менее окончательный вид.
Так что пока «Солнечный щит» как полностью готовый к употреблению конечными пользователями продукт не существует. Можно сказать, что он работает в тестовом режиме, а его создатели только набирают опыт для уточнения компьютерных программ.
Тем временем некоторые компании уже разместили в своих энергосетях датчики, фиксирующие последствия солнечных штормов для силового оборудования. Эти данные поступают в проект Solar Shield для проверки корректности прогнозов. Беда в том, что пока Солнце не очень активно и действительно ярких вспышек мало.
Может, дальше всё изменится и учёные наберут в свой портфель немало «образчиков» солнечных вспышек. Но вот что интересно. Насчёт уровня активности Солнца в наступившем и последующем циклах имеется любопытное предсказание: солнечные пятна могут вовсе пропасть, а светило на много лет превратиться в паиньку.