«Луна уже не может быть целью исследований. Человеку совершенно не нужно возвращаться на Луну. Следующий пункт назначения – планета Марс», заявил Виталий Лапота, президент Ракетно-космической корпорации «Энергия», которая производит космические корабли «Союз».
С этой целью Россия намерена разработать пилотируемые космические корабли с использованием ядерной двигательной установки, что в двадцать раз сократит время межпланетного перелета (65 миллионов километров).
«Это уникальный проект. Полет на Марс с использованием нынешних двигателей займет слишком много времени», считает Анатолий Перминов, глава агентства «Роскосмос».
Чертежи новой ракеты и космического модуля будут готовы к 2012 году, предполагает Перминов. По оценке главы Роскосмоса, на финансирование этого проекта потребуется 600 миллионов долларов.
«Работа будет завершена к 2019 году», заявил Перминов, сумевший убедить российского президента Дмитрия Медведева в важности государственного финансирования данной программы.
Академик Анатолий Коротеев, директор Центра имени Келдыша, который займется созданием нового космического корабля, напомнил, что идея использования ядерных двигательных установок на космических кораблях была выдвинута советскими учеными еще в 60-е годы прошлого века.
Он добавил, что СССР, ставший первой державой, осуществившей посадку спускаемого аппарата «Марс-3» на поверхность этой планеты в 1971 году, создал несколько разведывательных спутников с ядерными двигателями небольшой мощности для обнаружения подводных лодок. В рамках этого проекта станция, которая разрабатывается для исследования Марса, будет включать в себя базовый корабль весом более 100 тонн, грузовой модуль и спускаемый модули, а также небольшой космический корабль весом 10-15 тонн для доставки космонавтов с Земли.
Тем не менее, в связи с высокой стоимостью проекта пришлось отложить до конца года запуск российского космического аппарата «Фобос-грунт», задача которого состоит в том, чтобы установить автоматическую станцию на естественном спутнике Марса, планете Фобос.
«Это первый проект, в ходе которого живая материя (50 видов микроорганизмов) будут отправлены на Марс, пробудут там некоторое время, а затем вернутся на Землю», заявил Анатолий Григорьев, вице-президент Академии Наук России.
Этот корабль имеет первостепенное значение для изучения исследования космоса и климата на других планетах, невесомости, посадки на поверхность Марса и, в первую очередь, «того, как радиация влияет на жизнь на этой планете».
«Россия намеревается создать станцию для полета на Марс весом в 500 тонн, на которой будет работать экипаж из четырех человек в течение двух лет. Но это весьма дорогостоящий проект. Стоимость вывода одного килограмма груза на орбиту составляет 35.000 долларов, а доставка его на Марс еще дороже», сказал Лапота.
Поэтому российские представители выступают за сотрудничество с остальными космическими державами в исследовании красной планеты, хотя и не забывают при этом о своих национальных проектах.
Со своей стороны НАСА была вынуждена обратиться за помощью к частному сектору, чтобы выполнить поставленную перед собой цель достичь астероида Марса в 2025 году, а самой красной планеты – в 2030 году, в то время как запуск первого исследовательского зонда Китая также был отложен на конец этого года.
Стремление человека покорить Марс возникло несколько веков назад, но только в 1964 году с помощью американского зонда Mariner 4 удалось получить первые изображения пустынной и замерзшей поверхности этой планеты.
Исходя из тех сведений, которыми человечество располагает на данный момент, по температуре Марс сравнивали с Антарктидой. На этой планете есть газы и минералы и в принципе возможно наличие воды в жидком состоянии. Исходя из этого обстоятельства, некоторые ученые выдвигали предположение о возможности жизни на красной планете.
В июне прошлого года в Москве был запущен самый крупный имитируемый полет на Марс, который продлится более 500 дней. В эксперименте участвуют Россия, Европейское космическое агентство (ESA) и Китай.
В ходе космической одиссеи, в которой участвуют шесть мужчин – трое россиян, один француз, один итальянец колумбийского происхождения и один китаец – предстоит изучить, как психологически и физиологически они справятся с изоляцией, в отсутствии реальных контактов с остальным миром в течение такого длительного времени, что является одной из главных проблем межпланетных полетов.